Когда ребенок начинает учиться в школе, ему часто придется учить тексты или стихотворения, а затем на уроках зачитывать их вслух. Но учителя, как правило, не объясняют, что требуется от школьников.
В итоге, ученик скороговоркой произносит выученные слова, получает свою отметку, и ему кажется, что так и нужно отвечать на уроках. На самом деле, ребенок не улавливает смысл заученного текста, не развивает способность ораторского искусства, которое обязательно пригодится ему во взрослой жизни.Что представляет собой человеческая речь?
Чтобы научиться красиво и правильно изъясняться, необходимо регулярно практиковаться. Можно прочитать полезную информацию и советы, как плавать или кататься на коньках, но без практики у вас вряд ли это получится с первого раза. Когда человек читает про себя, чтение происходит с большой скоростью. Чем же полезно чтение вслух:
- улучшается память;
- речь становится более плавной, связной, красивой;
- развиваются коммуникативные навыки;
- уменьшается состояние стресса;
- становится активнее мышление;
- развиваются творческие способности;
- человек учится концентрации;
- происходит тренировка дыхания.
Когда мы читаем про себя, то можем пропустить какие-то неинтересные абзацы, например, детальное описание природы. Но когда текст произносится вслух для кого-то, нужно четко понимать, какую мысль вы должны донести до слушателя.
Речь и человеческое тело
То, что мы произносим вслух, напрямую связано с состоянием нашего организма.
Можно предложить ребенку поучаствовать в следующем эксперименте. Сначала нужно поднять руки вверх, затем медленно произносить цифры и по очереди сгибать пальцы. При этом необходимо считать до пяти громко, с выражением.Пальцы сами сгибаются, как только произносится следующее число. Если человек произносит цифру громко, энергично, то и пальчик будет загибаться быстро, не раздумывая. Если говорить медленно, растягивая гласные, пальцы будут загибаться в таком же темпе. Предложите ребенку говорить быстро и энергично, а пальчики загибать медленно. Он сам поймет, что так у него не получится. Речь всегда синхронизируется с состоянием тела.
Интересно: Ребенок не доводит дело до конца: как его дисциплинировать
Правильное дыхание
Речь должна выражать мысли и смысл сказанного текста. Например, если вы желаете высказать какую-то яркую идею, слова произносятся громко и эмоционально. Если рассказываете о чем-то грустном, интонация меняется, звук становится тише. Без правильного дыхания и логического ударения сложно выразить свои мысли и эмоции. В предложении одно слово должно быть главным, и на нем необходимо сделать акцент.
Задайте вопрос: «Это твоя мама?». Если логическое ударение сделать на первом слове, будет один смысл сказанного, если на втором – смысл предложения меняется. Часто человек старается быстрее прочитать выученный текст на одном дыхании, но так делать не стоит. Авторы стихов вкладывают в свои произведения не только смысл и душу, но также задают ритм, с которым нужно читать написанные стихотворения.
Предложите ребенку попрактиковаться в постановке дыхания на любых стихотворениях. Это могут быть детские стишки, где не нужно вдумываться в смысл. Главное, делать паузы между строчками и следить за дыханием.
Громкость и скорость речи
Ребенок должен научиться говорить медленно и выразительно.
Обычно школьники тараторят стихи быстро, но задача педагогов и родителей – научить их правильно декламировать текст, иначе они так и не смогут донести смысл произведения до слушателей. Громкость регулируется не с помощью голосовых связок, а за счет правильного дыхания.
Некоторым школьникам нравится говорить тихо, не привлекая к себе излишнего внимания. Но из зоны комфорта нужно выходить, особенно когда декламируются стихи. Предложите ребенку послушать профессиональных дикторов или актеров. Они читают медленно, с расстановкой, хотя может показаться на первый взгляд, что текст произносится очень быстро.
Интересно: Ребенок научится понимать время и определять его по часам по этим методам
Как правильно читать прозу?
Многие мамы мечтают читать детям с ранних лет сказки, как это делают дикторы и актеры. Но почему-то никак не выходит передать эмоции, донести смысл сказки, устроить настоящее представление. Это происходит потому, что мы стараемся сразу, на одном дыхании, прочитать несколько строчек. Потом дыхание сбивается, ритм теряется, и чтение напоминает монотонный рассказ, который быстро надоедает малышу. Здесь нужно действовать, как и при декламации стихов. Старайтесь делать паузы, расставляйте акценты на нужных словах, следите за дыханием.
Главное, чему должны учиться взрослые и дети – это соблюдать ритм, следить за дыханием и делать необходимые паузы. Отбросьте сомнения, ведь только с помощью практики можно достигнуть результата. Ораторское искусство – полезный навык, который пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни, когда будет нужно выступать перед большой аудиторией.
Свежие комментарии