На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Detki.Guru

57 подписчиков

Развитие логики у детей 5-8 лет. Устные задания, которые можно выполнять на ходу

Информация из этой статьи будет особенно актуальной для родителей тех детей, которые готовятся к школе.

Читайте также: Логика для младших и старших дошкольников

Слово «Логика» в переводе с греческого означает «Способность к рассуждению» или «Наука о правильном мышлении». Если учесть, что мышление является основой формирования интеллекта (кстати, у умственно отсталых детей она страдает больше всего), то значение хорошо развитой логики сложно переоценить.

Более того, с ней ребенок будет легче и лучше осваивать новые знания и испытывать к школьным наукам особый интерес.

С развитой логикой ребенок сможет:

  • не отвлекаться на второстепенные вещи, а научиться выделять самое важное среди обилия информации;
  • научиться мыслить последовательно, поскольку у него уже будет развито понимание причинно-следственных связей;
  • станет формировать собственное мнение, разумно обосновывать его для себя и окружающих.

Развитие логики особенно актуально для детей, у которых есть проблемы с психическим развитием и имеются тяжелые нарушения речи. В первом случае мышление может просто не соответствовать возрастным нормам, а во втором – ребенку сложно рассуждать из-за недостаточного словарного запаса. Как бы там ни было, в обоих случаях необходимо развивать логику во избежание интеллектуальных нарушений у ребенка в будущем.

Учитывая то, что у детей после 5 лет, начинает развиваться словесно-логическое мышление, желательно не использовать наглядный материал, а проводить занятия в устной форме, чтобы дети могли совершать мыслительные действия прямо в голове и сразу же говорить свое решение. Такой подход позволяет не только натренировать оперативное мышление, но и развить умение внятно выражать свои мысли.

Читайте также: Развитие речи у маленьких детей – шаг за шагом

Более того, выполнение заданий на слух имеет еще одно преимущество – здесь не требуется никакой инвентарь или специальное время. Заниматься можно в любом месте и в любое время, к примеру, по пути в магазин или во время ожидания чего-то в очереди.

Хочу сказать из личного опыта, некоторым детям с тяжелыми нарушениями речи и развития часто бывает сложно, а иногда и невозможно, ответить на поставленное задание словами. В такой ситуации лучше взять за основу нижеизложенное, чтобы создать наглядные занятия на карточках и работать с ребенком за столом. Так он хотя бы сможет выбрать правильный вариант ответа и показать его.

Обобщение

Это одна из самых важных мыслительных операций, которая начинает проявляться у детей в возрасте с 4-5 лет. Тренировка довольно простая – говорите последовательность из 4 слов, затем просите ребенка сказать, что общее у названных предметов.

Несколько возможных вариантов:

  • овца, лошадь, свинья, корова – домашние животные;
  • персик, яблоко, слива, апельсин – фрукты;
  • водитель, моряк, слесарь, механик – профессия;
  • ботинки, шлепанцы, сапоги, туфли – обувь и т. д.

Если для детей младшего возраста, имеющих нарушения речи, актуальна тренировка обобщений с очевидными отличиями (к примеру, все предметы зеленые или красные), то детям по старше нужно давать усложненные задания – не просто животные, а домашние, дикие, не просто продукты, а, к примеру, кондитерские изделия.

От детей, которые говорят, но имеют нарушения с речью, необходимо требовать развернутое обоснование. Не годится, если малыш просто скажет, к примеру, слово «обувь» и все, надо попросить его сказать развернуто: «Потому, что все это обувь». Между прочим, это не хитрый, но очень эффективный метод, который дополнительно тренирует речь и помогает ребенку выговориться, а не отделаться парой слов.

Главное, не спешите расстраиваться, если у ребенка не сразу все получается. В таком случае попробуйте уменьшить количество слов до 2-3. Не удивительно, что некоторым детям сложно обработать сразу много информации, а уменьшив количество вы сможете сделать задания посильными для него. Со временем он станет лучше справляться с поставленной задачей, после чего его можно постепенно переводить на задания посложнее.

Читайте также: Развитие мышления у детей и его роль: упражнения и задания для школьников и дошкольников

Четвертый лишний

Спросите у ребенка, что лишнее, затем попросите обосновать. Например:

  • сарафан, рубаха, сапоги, шуба (сапоги – обувь);
  • капуста, слива, баклажан, свекла (слива – фрукт);
  • свинья, волк, лиса, олень (свинья – домашнее животное);
  • комод, тумба, шкаф, диван (диван – мягкая мебель).

В данном случае вновь используются более сложные категории, чем на предыдущем этапе, поскольку ребенок должен больше знать про окружающий мир.

Аналогии и антонимы

Аналогии помогают актуализировать словарь и находить логичную связку между словами:

  • вилка для того, чтобы есть, а нож чтобы – …(резать);
  • сапоги – это обувь, а шорты – это…(одежда);
  • зимой холодно, а летом – … (тепло) и др.

Антонимы:

  • толстый – тонкий;
  • холодно – тепло;
  • вредно – полезно;
  • злой – добрый и т. д.

Данные слова и фразы указаны в качестве примера, вы же можете придумать что-то свое, но подбирать их нужно, в зависимости от индивидуального уровня знаний ребенка.

Читайте также: Первый месяц жизни: не только сон, но и развитие

Сравнение (сходства/различия)

Это еще одна сложная мыслительная операция, которая становится доступной для детей в возрасте 5+. Начните с выполнения заданий с картинками, затем постепенно перейдите на словесный уровень, чтобы ребенок ушел от наглядной опоры к образному мышлению, которое делает необходимую нагрузку на память и воображение.

Упражнения можно придумать самому – просто спросите у ребенка, что общего, к примеру, у стола и стула. В ответ можете услышать, например: 4 ножки, изготовлены из дерева, это мебель и другое. Затем спросите у него, в чем между ними отличия, к примеру, на стуле сидят, а на столе нет. Стул имеет спинку, а стол нет и т. д.

Это простое задание, зато помогает ребенку провести углубленный анализ увиденного, заметить сходства и различия в малейших деталях.

Математика – не менее важный предмет, который помогает детям, у которых есть проблемы с речью и имитацией. Но и без подобных нарушений ею не стоит пренебрегать, ведь эта наука шевелит мозг и способствует развитию логического мышления.

Письменные примеры можно задействовать для детей, которым трудно разговаривать, а для ребят с развернутой речью можно на ходу придумывать простейшие задания, которые будут под силу всем детям с 6-7 лет.

Если же вы хотите, чтобы ребенок более внимательно вас слушал, придумывайте примеры с увлекательными для него сюжетами. К примеру, моя дочь очень любит красивые куклы, поэтому с удовольствием решает задачи, связанные с этой тематикой: «На прилавке в магазине было 10 кукол, 2 из которых были отложены ранее покупателем. Сколько кукол осталось в продаже?»

Чтобы развить у ребенка образное мышление и стимулировать память, периодически задавайте вопросы типа:

  • Сколько лапок у собаки?
  • Сколько хвостиков у мыши?
  • Сколько пальцев на обеих ногах?

Поиск ошибок и несостыковок

Эти задания – отличный инструмент для тренировки внимания и не важно, чтобы ребенок научился не сразу принимать полученную информацию на веру, а какое-то время поразмышлял.

Для таких заданий можно использовать картинки-небылицы (для неговорящих) или в виде небылиц-стихов, например:

  • Саша съел суп, поэтому он голодный;
  • Илона не смогла зайти домой, поэтому забыла ключи и т. д.

Кстати, такие задания очень полезны для коррекции аграмматизмов и развития полноценного понимания речи.

Читайте также: Основные занятия и упражнения на логику для детей

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх