Часто молодые мамы жалуются, говоря, что они постоянно о чем-то болтают, но ребенок не торопится брать с них пример и молчит. Они забывают о том, что это не всегда помогает малышу сказать свои первые слова. Логопеды поделились, почему к процессу нужно подключать все тело ребенка, а не только разговаривать с ним.
Читайте также: Ребенок часто разговаривает во сне. Почему это происходит и как вести себя родителям.
Речь является превращением малышом новых знаний об окружающем мире в слова. Бывают ситуации, в которых возникает задержка речи, это значит, что проводящие пути, отвечающих за контакт с речевыми зонами мозга, повреждены или не очень активны. Причиной задержки может служить что угодно. Не всегда она является очевидной. В такой ситуации мамы не понимают, что же делают не так.
Обязательными условиями для нормального развития речи ребёнка служат:
- развитие мышления, слуха и зрения, отсутствие паралича речевых мышц;
- социальные контакты со взрослыми;
- полноценная и благоприятная, здоровая среда обитания.
Если проблем с развитием речи нет, то дети начинают разговаривать, регулярно слыша речь взрослых. Слух должен быть речевым, ведь именно он помогает выделить слова и осознать их смысл. Если причин для молчания ребенка нет, то стоит применять все доступные возможности, чтобы он сказал свое первое слово.
Например, если зрительно-речевые проводники или слухо-речевые по какой-то причине работают плохо, добавляем и насыщаем познавательную среду ребёнка тактильными ощущениями (ощупывание), жестами, мимикой, обонянием (обонятельные луковицы в головном мозге находятся рядом с височной зоной, которая отвечает за понимание произнесённых слов, память, эмоции, мотивацию), вкусом.
Если ребёнок плохо различает на слух звуки, то максимально изображаем звуки, причём не только картинками, но и предметами вокруг, игрушками, определёнными позами или движениями (иногда можно подключать показ букв). Постепенно добавляем новые звуки, но не забываем и проверять усвоенные, когда имитируем звук: предлагаем картинки или игрушки, из которых ребёнок выбирает, откуда звучание. Часто ребёнок может произносить отдельно звуки, но не может соединять их в слова. Тогда надо работать над чувством ритма (логоритмика). Например, пропевать эти соединения, проводя пальчиком по дорожкам от звука к звуку.
Слова приобретаются по слуху, но при этом ребёнок должен понимать их значение. Каждое слово – это предмет (действие), только в звуковой форме. Если среда вокруг ребёнка содержит мало зрительных стимулов (мало предметов), то и слов будет мало. Наоборот – тоже плохо. Желательно, чтобы было несколько игрушек, но пусть они меняются через несколько дней. Именно по причине огромного количества визуальной информации детям бывает трудно выделять нужную и соотносить её с речевыми звуками. Если же вы замечаете, что визуальная среда не обогащает словарный запас ребёнка, то опять же воздействуем на другие анализаторы: угадываем предметы наощупь, рисуем на теле фигуры и ищем совпадения с рисунками.
Читайте также: Уход за зубами начинается с младенчества: что нужно знать родителям
С чего начать
А начинаем вот с чего:
- Сначала – гласные звуки. Потом уже добавляем простые согласные (соединяем вызванные звуки в слоги), играем с простыми словами на эти звуки, то есть наделяем каждый звук смыслом (ААА – качаем куклу, УУУ – воет ветер). Пытаемся их произносить, играем с этими звуками-словами в играх, которые включают максимальное количество сенсорного материала. Простые слова — это самые первые из повторяющихся одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя) и звукоподражания (му, ме, гав), междометия (ух, ой, ай-ай-ай).
- Подключаем правильную артикуляцию (положение языка, губ, зубов во время произнесения звука). То есть ребёнок должен слышать звук, и видеть вашу чёткую артикуляцию, видеть её на картинке. Тогда ему будет проще воспроизвести её.
- Развиваем мелкую моторику. Есть такое понятие «пальцевой праксис». Он влияет на чёткость движения языка. Сюда входят различные соединения пальцев, которые тренируем с помощью пальчиковых игр, рвём или отрываем что-либо двумя пальцами (указательный и большой).
- Ритмизируем речь стихами, песнями, ритмическими играми. Поём вызываемые звуки, сочетая их с движениями (крупная моторика). Ритм в нашей жизни проходит красной нитью во многих жизненных процессах, а в речи – в первую очередь. И если нет чувства ритма, в речи будут и пропуски, и перестановки, и замены звуков, слогов и сложности в синтезе слогов и слов.
- Работаем с дыханием. Учим дуть как можно дольше любыми способами. Тренируем также ритмичные короткие выдохи.
А один пункт я вынесу отдельно в силу его огромнейшего значения – физическое развитие и двигательная активность. Если моторика, координация движений, ощущение себя в пространстве, умение выстроить моторную программу не соответствуют нормам для вашего возраста, то речь скорее всего – тоже. Как ни банально, но движение – это жизнь, а точнее –именно движение обеспечивает гармоничное развитие всех систем в организме.
Речь ребёнка – это его желание озвучить свои переживания и эмоции. Соответственно эмоционально окрашенная ваша речь имеет огромное значение и способствует появлению интереса, а это – залог мотивации к появлению первых звуков и слов.
Читайте также: 11 признаков, на которые нужно обратить внимание, если ребенок не разговаривает
Свежие комментарии