На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Detki.Guru

63 подписчика

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    Существует суррогатное материнство. Возможно поздновато этот метод внедрили, учитывая возраст родителя? Или можно был...Стало известно, п...
  • Алексей Плаксин
    Хочешь сдавать экзамен-будь любезна одеваться на сдачу без металлических деталей. И пирсинга. Иначе-личный досмотр. К...«Если хочешь прой...
  • Нина Прыгун
    и где копия?Темнокожая копия ...

Почему родителям не следует спрашивать у ребенка: «Как дела в школе?»

На вопрос «Как дела в школе?» обычно следует довольно односложный ответ, если вообще следует. В лучшем случае ребенок ответит «хорошо». Подростки часто сразу говорят: «Оставь меня в покое!» В любом случае разговор не сложится – к разочарованию родителей. Почему дети так реагируют и как нам, родителям, можно легко выяснить, что происходит с ребенком в учебном заведении?

Нужно спросить сначала себя

А теперь будь честным! Вы возвращаетесь домой после тяжелого рабочего дня, а список дел все еще крутится в вашей голове. Внезапно кто-то участливо спрашивает: «Как работа?» Каким будет ваш ответ? Скорее всего, захочется отделаться парой слов. И уж точно не возникнет желание поделиться чем-то важным вот так, сходу.

Почему дети (как и взрослые – в случае работы) дают так мало информации, когда их спрашивают: «Как дела в школе

Потому что вопрос слишком общий и не требует подробных ответов. Дело, скорее, в самой фразе, которую обычно слышит ребенок, заходя в дом. Это ритуал.

Проблема с вопросом в том, что он не предлагает подробных ответов. И ответ совершенно ничего не расскажет о том, какие события ребенок за этот день пережил и какие эмоции испытал.

Вопрос «Как школа?» очень общий. Будет хорошей идеей задать более конкретный вопрос: «Чему вы с классом сегодня научились? Что тебя особенно удивило?»

Дело в том, что, когда голова полна мыслями, дежурный вопрос утомляет

Разве вы не чувствуете то же самое? Вы приходите домой, вы счастливы, что очередной непростой день наконец закончился и не хотите больше говорить о офисе? Ну, дети, вероятно, чувствуют себя примерно так же.

Кроме того, можно себе представить, что дети прилагают большие усилия, чтобы подытожить весь свой школьный день, за который они так много пережили, в нескольких четких предложениях. Некоторые дети просто счастливы, когда длинные и тяжелые уроки закончились и им больше не нужно об этом много говорить.

Возможно, что сейчас дела в школе идут не так хорошо, как хотелось бы родителям

Если в школе дела идут плохо, ребенок, вероятно, не хочет говорить о школе.

Постоянные вопросы держат ребенка в напряжении все больше и больше. Здесь требуется родительская чуткость! Может лучше не задавать дежурных вопросов, а пообщаться по душам вечером, когда все дела будут сделаны?

Ребенок не отвечает, потому что после этого в основном следует оценка и нотации

Иногда бывает так, что дети знают: если они сейчас честно ответят на вопрос «Как школа?», то вы, родители, вступите в дискуссию.

Ребенок понимает, что его оценивают, он должен соответствовать каким-то критериям. Поэтому ему проще избежать разговора.

Еще одна проблема с вопросом «Как прошел день в школе?»: дети знают, что, если они ответят честно, их сразу же поправят. Детям в школе надо много делать, они приходят домой, где необходимо сесть за уроки, и голова идет кругом. Затем, когда они слышат этот вопрос, они чувствуют, что должны снова дать ответ и снова быть в какой-то степени осужденными своими родителями за собственную (бывает, что даже хорошую) успеваемость.

Потому что это просто раздражает!

Да, в школе тоже можно уставать, а потом раздражаться на родителей, которые вздумали о ней напомнить. Именно поэтому дети обычно отвечают очень односложно.

Может быть интересно: Мой ребенок и цифровой мир: правила общения

Вопрос «Как школа?» дети часто находят особенно раздражающим. Потому что каждый раз, когда ребенок входит в дверь и говорит: «Привет, мама», а через секунду она такая, между делом, спрашивает: «Как дела в школе?», у него возникает ощущение, что матери интересна только одна его социальная роль – ученика. В большинстве случаев дети просто отвечают кратким «хорошо». Без подробных объяснений. Они хотят интереса к собственным личностям, а не только к своей успеваемости.

Кстати, есть вероятность, что раздраженный после школы ребенок может ответить и «плохо», и вовсе не отвечать.

В конечном счете это окажется проблемой родителей – их попросту вычеркивают из школьного мира их детей, за которым все же необходим родительский контроль.

Как мы, родители, можем стать лучше и можем ли вообще

Хорошо, теперь мы знаем, что лучше этого не делать – на задавать этого дежурного вопроса. Но что вместо этого могло бы служить ледоколом для разрушения льда между родителями и детьми? Способов сблизиться с ребенком очень много! Например, родители могут:

  1. Просто быть рядом и слушать — это огромная поддержка. Дети могут определить, когда вы проявляете искренний интерес.
  2. Задавать другие вопросы – они обычно намного лучше
  3. Не просто ждать и требовать ответа на вопрос «Как дела в школе?» от ребенка, но и задавать вопросы на другие темы.
  4. Спросить, что именно ребенок делал сегодня, чем был занят или чем еще будет занят после обеда или вечером. Например, вместо «Как дела в школе?» можно спросить: «Как дела у твоей лучшей подруги сегодня?» Можно задавать позитивные вопросы, такие как: «Что сегодня прошло особенно хорошо? Что тебе запомнилось?» Или просто сказать: «Как дела? Добро пожаловать домой! Хорошо, что ты уже здесь!». Подробные разговоры в течение дня могут стать ритуалом перед сном, а не только дежурным диалогом после школы, когда у всех еще довольно много бытовых дел.
  5. Перевернуть ситуацию и рассказать о себе. Часто также помогает, если вы как родитель или законный опекун (к примеру, бабушка или дедушка) вообще не задаете вопросов, а отвечаете на них сами. Для того, чтобы завязать разговор с детьми, можно чаще рассказывать им о себе: о своем дне, о работе. Это создает культуру взаимного интереса. Чтобы начать разговор, дети также могут проявить инициативу и поменяться ролями, а родители расскажут им, как прошел день для них и какие у них есть идеи на оставшуюся часть дня.
  6. Сначала обратиться к чувствам, а потом к школе и успеваемости. И мы не должны заставать наших детей врасплох, а подхватывать их эмоции. Решающий прием в общении с детьми — и это относится и к взрослым — это подхватить их по преобладающему в данный момент чувству. Так что сначала обратитесь и проясните чувство, потому что это может быть связано с вопросами, куда более важными: у ребенка могут быть проблемы с учебой или со сверстниками. В первую очередь нужно понять, что ребенок испытывает. Если дети чувствуют себя понятыми таким образом, рано или поздно они тоже начнут говорить сами, когда в их жизни произойдет что-то важное.

Формулировки должны быть правильными

Обращаясь к чувствам детей, мы обязательно должны говорить в формате «Я-сообщений». Таким образом, мы меньше рискуем просто приписать им чувство, которое они затем могут отрицать. Другой вариант – обернуть вопрос как предположение.

Один из способов — поделиться его подозрениями и сказать что-то вроде: «Я чувствую, что ты сейчас очень устал, я прав?»

Также важно признать и принять существующие чувства ребенка, даже если родители с этим не согласны.

Что может помочь, так это если родители признают чувства ребенка и скажут: «Тебе грустно, и это нормально». Зачастую это лучше, чем сразу придумывать решения какой-то школьной проблемы.

Также читайте: Как изменилась школа за последние годы: сравниваем, как было раньше, а как сейчас

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх